Подпишись на RSS! Читай наши новости в Twitter!
Мар
23

Акира Куросава — «неяпонский» гений Японии

Автор: Arela | Рубрика: Персоны
Акира Куросава — «неяпонский» гений Японии

Cегодня «самый неяпонский из японских режиссёров», один из основателей современного вестерна, Акира Куросава, отметил бы свой сотый день рождения. Он был, и до сих пор является самым известным режиссёром Страны Восходящего Солнца, а всё потому, что ему как-никому другому, удавалось гармонично соединять в своих работах тонкость восточной философии с классическим размахом западного кинематографа. В его фильмах всё было проработано до мелочей, режиссёр не скупился на детальную проработку основных тем фильма «от» и «до», поскольку большинство его работ было основано на классической музыке.

Родился будущий гений кинематрографа 23 марта 1910 в Токио, в многодетной семье Симы и Исаму Куросавы, — из восьми детей Акира был младшим и самым любимым. Всю свою любовь родители вложили в имя «Акира», что в переводе с японского означает «солнце и луна», возможно оно и оредопределило яркую и в тоже время загадочную жизнь их сына. Отец Куросавы принадлежал к древнему самурайскому роду, поэтому ещё в начальной школе Акира начал заниматься кендо, но в тоже время склонность к искусству обнаружилась у него с раннего детства — мальчик любил рисовать. В семнадцать лет он поступил в школу западного рисования «Doshusha» и некоторое время работал художником. Cамым большим достижением Акиры в этой области стала картина «Сэйбуцу», которую приняли на выставку «Ника-тан» в 1928 году. Однако поступить в художественный колледж так и не удалось. С тех пор Акира забросил изобразительное искусство и заинтересовался кинематографом.

В 1936 г., он получил место помощника режиссёра Кадзиро Ямамото в комнании «Photo Chemical Laboratories» (впоследствие переименованной в «Toho Studios»). Кроме монтажа, в обязанности Куросавы также входило написание сценариев, многие из которых не были реализованы, но были напечатаны в журналах и имели много положительных отзывов и даже получили награды. Несмотря на это, на этой должности Куросава продержался 7 лет и только в 1943 году получил возможность выпустить свой собственный фильм, под названием «Сага о дзюдо», по мотивам одноимённого романа Цунео Томита, в котором рассказывалось о развитии искусства дзюдо в Японии. За ним последовала лента «Самые красивые» (1944г.). После окончания Второй Мировой войны Акира резко изменил тематику фильмов и перешел на более актуальные темы, посвящённые проблемам современного общества: «Пьяный ангел» (1948г.), «Тайная дуэль» (1948г.), «Бездомный пес» (1949г.), «Скандал»(1950г.).

Мировую известность Куросаве принесла картина «Расёмон», снятая по мотивам произведения «Ворота Расёмон» Рюноскэ Акутагавы. Лента получила награду на Венецианском кинофестивале и и была отмечена специальной премией Американской Академии Киноискусства «Оскар» в 1951 году, как лучший иностранный фильм года. Второй звездной картиной Куросавы стала картина «Семь самураев» (1954г.), которая позже была переснята в духе американских фильмов и известна всему миру как «Великолепная семёрка».

Вслед за «Семью самураями» последовало несколько фильмов по мотивам классических произведений: «Идиот» (1951г.) по роману Достоевского, «Трон в крови» (1957г.), по мотивам «Макбета» Уильяма Шекспира и «На дне» по мотивам одноимённой повести Максима Горького, которые также имели оглушительный успех. Однако несмотря на мировую славу, в родной стране к режиссёру относились весма прохладно, многие японские критики называли его работы слишком западными, а самого Акиру слишком зависимым от Европы.

В 1959 году Акира основал свою студию под названием «Kurosawa Pro», первой картиной снятой на студии стала лента «Злые остаются живыми» (1960г.), по мотивам «Гамлетаю, за ней последовали «Рай и ад» (1963г.) и «Красная борода» (1965г.), но эти фильмы особым спросом не пользовались и студия вскоре разорилась, но зто за окончательно Куросавой закрепилась репутация талантливого режиссёра.

В 1966 году его пригласили в Голливуд для съемок фильма «Поезд-беглец». Однако уже в конце 1968 года, у Куросавы возникли разноглассия с продюссерами компании «20-century Fox», с которой он сотрудничал. Выплатив неустойку, Акира вернулся в Японию и вместе с друзьями режиссёрами Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой основал студию «Четыре всадника». Но единственная лента «Под стук трамвайных колес», снятая студией «Четыре всадника» с треском провалилась в прокате, и студия разорилась. Доведённые до отчаяния, Куросава попытался покончить с собой, но его удалось спасти. После этого последовало длительное творческое затишье.

В 1974 году Куросава начал сотрудничество с Советской киностудией «Мосфильм», снятая им картина «Дерсу Узала» была удостоена главного приза на Московском кинофестивале в Москве в 1975 г., а год спустя была признана американской Киноакадемией лучшим иностранным фильмом.

Возвращение в Японию ознаменовалось для Акиры чередой финансовых проблем. Чтобы хоть как-то себя прокормить, он был вынужден заняться съемкой рекламных роликов, в нескольких из которых снялся сам. Одновременно с рекламной деятельностью, Куросава опубликовал две книги: «Попытка автобиографии» (1978г.) и «Кагемуша» (1979г.).

Начиная с 1980го года фильмы Куросавы выходили всё с большим перерывом. В 1980 году вышел фильм «Кагемуша/Тень воина», написанный по мотивам романа самого Куросавы, а 1985 году — лента «Ран». Перерыв между лентами составил почти 5 лет. В марте 1990 г. Куросава получил почетного «Оскара» за вклад в киноискусство, в 1994 г. — Премию Киото. В 1993 году он снял свой последний фильм под названием «Ещё нет».

6 сентября 1998 года Акиры Куросавы не стало. Он скончался в возрасте 88 лет от инсульта, так и не дождавшись окончания съёмок фильма «После дождя», где Куросава выступил в качестве сопродюссера своего ученика Такаси Коидзуми.

У него остались жена Його Якути и двое детей: сын — Хисао и дочь — Казуко. Его не стало, однако он продолжает жить в своих фильмах, поскольку все они пропитаны неповторимым духом Куросавы, где так загадочно переплетаются шарм Европы, динамичность Запада и чувственность Востока.

Подготовлено по материалам Wikipedia.

Поделиться своей мудростью

Я не робот!